Rambler's Top100 Подводная лодка М-105, "Челябинский комсомолец". Тип "М" XII серии

М-105
"Челябинский комсомолец"

Тип «М» XII серии




фотография:


Ленинский комсомол и Челябинский комсомолец

ПЛ М-105 и М-106 (у пирса) типа "М" XII серии в Полярном.




историческая справка:


1940 год 30 октября
Заложена в г.Горький на заводе № 112 ("Красное Сормово"). По другим данным - 05.11.1940. Постройка велась на средства трудящихся;

1941 год 10 апреля
Спущена на воду;

1942 год лето
Поднята на берег и в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу;

1942 год 1 сентября
Включена в состав Отдельного Учебного ДнПЛ Северного флота (с 10.12.1942 в составе БрПЛ СФ);

1942 год 2 - 8 сентября
Перевезена по железной дороге в г.Молотовск на завод № 402 для достройки;

1942 год 1 октября
Спущена на воду. По другим данным - 30.09.1942;

1942 год 23 - 26 ноября
Переведена из г.Молотовск в г.Мурманск (СРЗ ГУ Севморпути в пос.Роста) для достройки, проведения испытаний и отработки задач боевой подготовки. Позже переведена в Екатерининскую гавань (Полярное);

1943 год 20 февраля
Подписан премный акт. Вступила в строй;

1943 год 17 марта
Вошла в состав Северного флота. Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1943 год 19 апреля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием в Екатерининской гавани;

1943 год 19 - 20 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. 19.4 в 18.04 вышла на позицию. 20.4 в 10.01 в районе мыса Кумагнес произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 4 транспорта, 1 миноносец, 2 сторожевых корабля, 2 тральщика и 3 сторожевых катера. Атака выполнена по транспорту в 7000 - 8000 тонн из подводного положения 2 торпедами с дистанции 14 каб., через 2 мин услышан 1 взрыв, зарубежных данных нет. Преследования не было. В 16.30 начала возвращение и в 21.15 прибыла в Полярное;

1943 год 21 апреля
Приказом НК ВМФ присвоено наименование "Челябинский комсомолец". По другим данным - 19.04.1943;

1943 год 1 - 12 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. 1.5 в 18.00 вышла на позицию. 2.5 прибыла на позицию. 4.5 не смогла атаковать конвой из-за невозможности удержаться на перископной глубине при шестибальном волнении. 6.5 не смогла атаковать конвой из-за обнаружения с самолета противника сбросившего 2 бомбы. 7.5 с 03.26 по 23.47 производила зарядку АБ в бухте Пумманки. 10.5 в 12.18 в подводном положении атакована самолетами противника, сбросившими на безопасном удалении 6 бомб. 12.5 в 10.10 прибыла в Полярное;

1943 год 25 мая - 2 июня
Боевой поход в район Перс-фьорда на восточную часть позиции №4. 25.5 в 21.15 вышла на позицию. Вечером тех же суток прибыла на позицию. 28.5 произошла поломка перископа - перископ перестал работать на увеличение. 30.5 утром не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции и плохой видимости. В тот же день перископ был залит водой. 1.6 в 09.10 начала возвращение. 2.6 в 02.50 прибыла в Полярное;

1943 год 21 - 30 июня
Боевой поход в район Перс-фьорда на восточную часть позиции №4. 21.6 в 19.54 вышла на позицию. 22.6 днем прибыла на позицию, а в 15.33 по ошибке безрезультатно атакована истребителем «Р-39» ВВС Северного флота. 23.6 ночью не смогла атаковать конвой, обнаруженный при помощи ГАС, из-за сильного тумана. 29.6 в 02.45 произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 2 транспорта, 2 тральщика, 2 сторожевых корабля и 2 сторожевых катера. Атакован транспорт в 6000 - 7000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом на дистанции 5 каб., через 35 и 40 секунд услышано 2 взрыва. В действительности безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты «Тростбург», «Киль», танкеры «Алгол», «Мёвенриф», «Рогн», «Вера В» и буксир «Лемвердер». Германские корабли наблюдали 2 торпеды, шедшие по поверхности. Между 02.48 и 15.08 зафиксировала 112 взрывов, предположительно, глубинных бомб. В 18.00 начала возвращение. 30.6 в 10.47 прибыла в Полярное;

1943 год июль - август
Прошла гарантийный ремонт;

1943 год 30 сентября - 4 октября
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №1. 30.9 в 22.50 вышла на позицию. 1.10 в 06.47 прибыла на позицию. 4.10 в 01.15 произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 4 транспорта, 4 тральщика и 2 сторожевых корабля. Атака выполнена по транспорту в 8000 - 10000 тонн, из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 6 каб., через 50 сек услышано 2 взрыва, командир ПЛ и помощник наблюдали большой столб воды между фок-мачтой и мостиком транспорта. Атака не зафиксирована, по-видимому безуспешно атакован германский конвой, лидировавшийся плавбазой катерных тральщиков «Бали». После атаки в течение часа вблизи пл прослушивались шумы винтов сторожевых кораблей, сброшена 1 глубинная бомба. В 02.28 ПЛ начала возвращение и в 14.50 тех же суток прибыла в Полярное. В различных источниках ошибочно утверждается, что 04.10.1943 в результате торпедной атаки «М-105» был потоплен германский большой охотник «Uj 1214», который в действительности погиб в результате подводного взрыва в 05.07 тех же суток в точке 70°25' с.ш., 31°03' в.д. По-видимому, «Uj 1214» подорвался на мине, выставленной ПЛ «Л-15»;

1943 год 12 - 21 октября
Боевой поход в район Вардё – мыса Сейбунес на позицию №3. 12.10 в 20.00 вышла на позицию. В 13.10 прибыла на позицию. В ночь на 18 и 19 октября не смогла выполнить задачу по приему разведгруппы, из-за отсутствия сигналов в условленной точке. В действительности разведгруппа была ликвидирована гестапо, а радист работал под контролем противника. 19.10 с 13.15 по 18.32 подверглась преследованию самолетами противника, сбросившими на безопасном удалении 28 бомб. В ночь на 20 октября заметила сигналы с берега, но не смогла осуществить съем из-за отсутствия людей на берегу. В 03.30 не смогла атаковать конвой, поскольку находилась в бухте. В 22.25 - 22.27 при попытке снять с берега разведгруппу обстреляна орудийным и пулеметным огнем находившейся в засаде 14-й противотанковой ротой 193-го гренадерского полка. Обстрел производился из 2 75-мм и 3 37-мм противотанковых орудий и 2 крупнокалиберных пулеметов, выпущено по ПЛ с дистанции не более 500 метров 7 75-мм и 13 37-мм снарядов. ПЛ экстренно погрузилась на глубине в 20 метров и успешно избежала попаданий снарядов. 21.10 после обстрела с берега до 4 часов ПЛ подверглась преследованию сторожевыми кораблями «V 6111», «V 6113», «NKi 10» и тральщиком «M 273», сбросившими 191 глубинную бомбу. В результате близких взрывов повреждено освещение и заклинен вертикальный руль. После устранения повреждений руль перекладывался на 20 градусов. В 10.25 начала возвращение и в 23.45 тех же суток прибыла в Полярное;

1943 год 23 октября - 9 декабря
Прошла навигационный ремонт;

1943 год 18 - 28 декабря
Боевой поход в район Вардё – Конгс-фьорда на позицию №1-«В». 18.12 в 19.00 вышла на позицию. 19.12 в 09.30 прибыла на позицию. Кроме сторожевых катеров, встреч с кораблями. противника не имела. 27.12 в 06.30 начала возвращение и в 00.40 следующих суток прибыла в Полярное;

1944 год 30 января - 1 февраля
Боевой поход в район Сюльте-фьорда на позицию №21. 30.1 в 16.32 вышла на позицию. 31.12 в 07.06 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать конвой противника, следовавший в восточном направлении из-за помех, создаваемых кораблями и самолетами охранения. В 13.54 произвела торпедную атаку отряда кораблей, стоящих на якоре у мыса Маккаур. Атакован транспорт в 6000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 6 каб., через 55 сек услышано 2 сильных взрыва. В действительности атакован остов германского транспорта «Наталь» (3172 брт.), выброшенного на скалы штормом 7.1.1944 г., торпеды взорвались при ударе о скалы. При послезалповом маневрировании ПЛ ударилась о грунт, в результате чего получил повреждения киль, вышла из строя дифферентовочная помпа. 1.2 в 03.00 начала возвращение и в 21.30 прибыла в Полярное;

1944 год 23 февраля - 6 марта
Осуществляла ремонт киля на слипе;

1944 год 12 - 18 марта
Боевой поход в район Сюльте-фьорда на позицию №21. 12.3 в 19.00 вышла на позицию. В 14.3 прибыла на позицию. Днем обнаружила у мыса Маккаур остов транспорта «Наталь», от атаки которого командир ПЛ отказался, посчитав приманкой. 15.3 вечером командир ПЛ отказался от атаки 2 тральщиков из-за малой ценности целей. 17.3 в 11.46 произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав конвоя в 3 транспорта, 1 танкер, 5 сторожевых кораблей, 5 тральщиков и 3 сторожевых катера. Атакован транспорт в 4000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 5 каб., через 42 сек услышан 1 сильный взрыв, в 12.08 наблюдалась носовая часть транспорта, погружавшегося в воду кормой, 2 сторожевых корабля без хода. В действительности безуспешно атакован германский конвой «Rf-110-Ki», включавший германские транспорты «Больтенхофен», «Севре», «Арнгаст», «Бинц», норвежский транспорт «Кнуте Нельсон», германский танкер «Алгол». 1 торпеда прошла под транспортом «Севре»). Контратакована германской канонерской лодкой «К 3» и большим охотником «Uj 1206», сбросившими 18 глубинных бомб. На ПЛ с 12.24 зафиксировали 172 взрыва, большая часть из которых относилась к взрывам авиабомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота, во время трех ударов по конвою между 12.27 и 13.00. В 21.26 начала возвращение. 18.3 в 10.13 прибыла в Полярное. Командир доложил о потоплении транспорта;

1944 год 13 - 19 апреля
Боевой поход в район Сюльте-фьорда в сектор «Б», по плану операции «РВ-3». 13.4 в 22.48 вышла на позицию. 14.4 в 01.20 в 2 милях от мыса Сеть-Наволок обнаружила подводную лодку противника, которая ошибочно была принята за советскую ПЛ типа «С», и уклонилась от нее срочным погружением. 15.4 утром прибыла на позицию. 18.4 в 14.54 в точке 70°41,5' с.ш., 30°20,0' в.д. в районе мыса Маккаур произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 6 - 7 транспортов, 18 кораблей охранения. Атака выполнена по транспорту в 6000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 12 каб., через 105 сек услышан сильный взрыв. Зарубежных данных нет. В 15.04 зафиксировано 2 взрыва, предположительно, глубинных бомб. В 23.46 тех же суток начала возвращение и в 03.36 следующих суток прибыла в Полярное;

1944 год 30 апреля - 1 мая
На ПЛ выполнены демонтажные работы, корпус погружен на железнодорожный транспортер;

1944 год 14 мая
Отправлена по железной дороге из Мурманска в Поти на Черноморский флот. По другим данным - 12.05.1944;

1944 год 8 июня
Прибыла в Поти;

1944 год 9 июля
Вошла в состав Черноморского флота (по другим данным - 08.06.1944). Зачислена в отдельный учебный дивизион ПЛ Черноморского флота с базированием в Поти;

1944 год лето
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;

1945 год
ПЛ прошла ремонт в Судоремонтных мастерских в Килен-бухте (г.Севастополь). Это был первый послевоенный ремонт в мастерских. Была изготовлена боевая рубка с ограждением и был проведен ремонт механизмов;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1949 год - 1950 год
Перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ с базированием на Севастополь;

1950 год декабрь
Прошла специальную модернизацию в Николаеве, где на её корпусе было установлено противогидролокационное покрытие;

1951 год 21 января
Переформирована в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с прежним местом базирования;

1951 год (приблизительно)
Перечислена в состав 37-го ДнПЛ 117-й бригады опытовых кораблей УНИП ВМС с базированием на г.Феодосия;

1953 год 17 августа
Выведена из боевого состава ВМФ и переклассифицирована в учебную ПЛ;

1955 год 10 июня
Исключена из состава судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1955 год 27 августа
Расформирован экипаж. Корпус ПЛ впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос.Инкерман разделан на металл.




командиры:


1. Хрулев М.Л. (10.1942-27.01.1945) снят с должности
2. Парфенов Н.А. (30.04.1945-09.05.1945-1947?)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, Москва, 2003г.
7. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
8. Фотография из книги Козлова И.А. и Шломина В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
9. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
10. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
11. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
12. Материалы Комнаты боевой славы соединения подводных лодок в г.Полярный.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2020 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2020 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.